Общение между людьми не только неотъемлемая часть жизни, но и искусство, с помощью которого человек, постигший тонкости общения, расширяет горизонты собственного мира и достигает поставленных целей. С древнейших времен люди учись общаться друг с другом, строили взаимоотношения, постепенно взаимодействие людей превратилось в и науку. И, в результате исследований, изучением разных аспектов общения стали заниматься такие науки как философия, социология и психология.
Ученые принялись активно изучать весь многовековой опыт предшествующих поколений людей, выделили этапы развития общества, виды и функции общения. В психологии, в свою очередь, выделились самостоятельные направления, одним из которых является психология делового общения. В основе делового общения лежат этические нормы, то есть нравственные представления и принципы людей. В общении также важен деловой этикет – это установленные порядок и форма поведения. Особое внимание уделяется речевому этикету. К общим требованиям, независимо от должности и положения в обществе, относятся приветливое и предупредительное отношение. Одновременно, речь выступает как средство общения, как способ воздействия на собеседника, и как источник информации. Во время делового общения важную роль играют темп речи, тембр голоса, которым говорит собеседник, жесты и мимика способны опровергать смысл сказанного, дополнять его или же усиливать.
Многое может рассказать поза человека во время разговора и взгляд, если собеседник пытается скрыть какие-либо сведения, то он будет избегать встречи взглядом со своим собеседником. Общение между деловыми партнерами – это процесс взаимодействия людей, внутри которого происходит обмен опытом и информацией, предполагающий достижение определенного результата, реализацию цели или решение проблемы. Успех человека в делах зависит от его профессиональных знаний и способности применять их, а так же от умения общаться с людьми. По мнению психологов, искусство пользоваться всеми тонкостями общения и есть определяющий фактор на пути достижения цели.